
2025-10-22
Пятнадцатый пятилетний план (2026–2030 гг.), важнейший пятилетний период на пути к построению современного социалистического государства, откроет перед строительной промышленностью беспрецедентные возможности. В ходе этого процесса стратегическое планирование и постановка целей компаниями строительной техники не только подчеркнут их конкурентоспособность, но и наметят путь к глобальному развитию китайской строительной промышленности:
Liugong поставила стратегическую цель — достичь 60 млрд юаней операционной выручки к 2030 году; Lingong Heavy Machinery недавно на своем Глобальном клиентском фестивале объявила о стратегической цели в 50 млрд юаней к 2030 году; Shandong Lingong со стратегической целью «перестроить Lingong за пять лет» планирует достичь зарубежной выручки в размере более 38,5 млрд юаней к 2030 году; а XCMG предложила удвоить свой размер со 100 млрд юаней к 2030 году, при этом международная выручка составит более 60%...
Эти амбициозные целевые показатели не только соответствуют тенденциям развития высококачественной и глобализированной отрасли, но и представляют собой уверенное исследование китайской отрасли строительной техники с целью перехода к более качественному развитию на фоне волны отраслевой трансформации.
01Откуда
берется уверенность предприятия в достижении его амбициозных целей?
В период 14-й пятилетки отрасль строительной техники моей страны переживает критический переходный период, переходя от масштабного расширения к качественному развитию. В период 15-й пятилетки, по мере дальнейшего развития макроэкономической политики, ожидается, что отрасль сохранит устойчивый рост. Эта двойная поддержка со стороны политики и рынка придаст компаниям, производящим строительную технику, уверенности в постановке амбициозных целей.
Что касается политики, национальные стратегические инициативы дали импульс развитию отрасли. В докладе о работе правительства за 2025 год подчеркивается «углубление внедрения крупных технологических преобразований и модернизаций в обрабатывающей промышленности, а также масштабных проектов по замене оборудования», что напрямую стимулирует спрос на замену существующего оборудования. Прогнозируется, что выручка отрасли строительной техники достигнет 910 млрд юаней в 2025 году, что примерно на 3,8% больше, чем годом ранее.
Кроме того, в центре внимания политики оказалась зеленая и низкоуглеродная трансформация. В докладе содержится призыв «ускорить развитие зеленой и низкоуглеродной экономики» и «активно и последовательно продвигать достижение пиковых выбросов углерода и углеродной нейтральности», побуждая компании, занимающиеся строительной техникой, ускорить переход на электрификацию и интеллектуальные технологии.
Рыночная сторона представляет собой четкую нить из двух параллельных основных линий: «зарубежная экспансия» и «обновление запасов».
Зарубежные рынки стали основным двигателем роста китайской отрасли строительной техники. Финансовые отчёты за первую половину 2025 года показывают, что зарубежная выручка многих ведущих компаний превышает внутреннюю. Например, зарубежная выручка Zoomlion достигла 13,815 млрд юаней, что составляет 55,58% от общей выручки; основной бизнес Sany Heavy Industry принёс зарубежную выручку в размере 26,302 млрд юаней, что составляет 60,26%. Эти данные подтверждают, что конкурентоспособность Китая на мировом рынке строительной техники смещается от «ценового преимущества» к «ценовому преимуществу».
Внутренний рынок также открывает новые возможности. Благодаря расширению политики страны по масштабной модернизации оборудования и обмену потребительских товаров, значительная часть устаревшего оборудования на внутреннем рынке вступает в цикл замены. Благодаря заботе об окружающей среде и эффективности, новые источники энергии и интеллектуальное оборудование становятся популярными на рынке. Например, мировые продажи электропогрузчиков Liugong в первой половине 2025 года выросли на 193% в годовом исчислении.
Синергетический эффект политики и рынков подтолкнул китайскую отрасль строительной техники от масштабного расширения к повышению качества, обеспечив крупным компаниям достаточную уверенность для постановки целей и поиска путей развития.
02Стратегические
меры компаний строительной техники
Столкнувшись с возможностями, предоставленными «15-м пятилетним планом» страны и грандиозным планом по достижению доходов к 2030 году, китайские компании по производству строительной техники активно разрабатывают планы, учитывающие различные аспекты, и интегрируют собственное развитие в общее национальное развитие.
Liugong: Активное расширение трех основных направлений роста.
Стратегическая цель Liugong на 15-ю пятилетку — достичь выручки в размере 60 млрд юаней, при этом доля зарубежной выручки должна составить более 60%, а чистая прибыль — не менее 8%. Это почти вдвое превышает целевой показатель выручки на 2030 год в 30,06 млрд юаней в 2024 году. Liugong будет стремиться к достижению этой цели, сосредоточившись на своем основном бизнесе — производстве землеройной техники, стратегически акцентируя развитие таких растущих направлений бизнеса, как горнодобывающее оборудование и промышленные транспортные средства, а также активно расширяя свое присутствие в трех ключевых областях роста: сельскохозяйственная техника, новые технологии и промышленное финансирование .
Говоря о глобализации, президент LiuGong Ло Гобин заявил, что LiuGong продолжит неуклонно реализовывать свою стратегию глобализации в период 15-й пятилетки. В дальнейшем LiuGong будет использовать свои глобальные ресурсы в области исследований и разработок, цепочки поставок, производства, продаж и обслуживания для обеспечения высококачественного развития своего глобального бизнеса и превращения LiuGong в по-настоящему глобальный бренд.
В августе 2025 года совет директоров LiuGong официально одобрил инвестиции в размере 500 миллионов юаней в строительство производственного предприятия в Индонезии. Это не простое копирование производственной базы, а, скорее, локализованная операционная система для всей цепочки создания стоимости. LiuGong также инвестировала в финансовую лизинговую компанию в Бразилии с уставным капиталом 150 миллионов реалов (примерно 194 миллиона юаней), предлагая конкурентоспособные финансовые решения для местных клиентов.
Лингун: восстановление нового Лингуна за границей
На 3-й Глобальной партнерской конференции компании Shandong Lingong Ван Чжичжун, председатель совета директоров группы компаний Shandong Lingong, подробно рассказал о новой стратегии интернационализации компании Shandong Lingong Group и впервые проанализировал цели 15-го пятилетнего плана группы.
Уверенность Ван Чжичжуна в достижении цели по превышению 100 млрд юаней дохода группы к 2030 году основана на четком стратегическом планировании и прочной промышленной базе.
« Одно колесо — это «укрепление фундаментальных основ и исследование новых направлений роста». Традиционно конкурентоспособная продукция Lingong, такая как погрузчики и экскаваторы, сохраняет лидирующие позиции на внутреннем рынке. В то же время компания активно развивает стратегически новые линейки продукции, такие как промышленный интеллект, новые источники энергии и высокотехнологичная крупная сельскохозяйственная техника. « Другое колесо — это «ускорение глобализации и достижение новых прорывов за рубежом». Международный рынок обладает наибольшим потенциалом для будущего роста. «Наша цель — значительно увеличить долю зарубежной выручки к 2030 году, стремясь повторить масштаб Lingong на зарубежных рынках » .
Новая стратегия интернационализации компании Lingong – это «комплексное развитие, ключевые прорывы и создание нового международного ландшафта ». «Ключевые прорывы» означают концентрацию первоклассных ресурсов и ориентацию на основные мировые рынки, в частности, на 20 стран, занимающих 80% мирового рынка. «Комплексное развитие» подразумевает комплексную, углубленную локализацию деятельности, включая создание зарубежных производственных баз и дочерних компаний, создание международной платформы финансирования, содействие локализации кадрового потенциала, каналов сбыта и услуг, а также создание полноценной зарубежной промышленной экосистемы.
XCMG: к 2030 году планируется увеличить вдвое до 100 миллиардов юаней
Годовой отчёт XCMG показывает, что её операционная выручка в 2024 году достигнет 91,66 млрд юаней, при этом доля международного рынка составит 46%, а продукция компании представлена в 195 странах и регионах. Банк UBS дал позитивный прогноз относительно будущего развития XCMG, прогнозируя, что её операционная выручка превысит 100 млрд юаней к 2025 году.
На церемонии открытия Фестиваля клиентов в мае этого года Ян Дуншэн, председатель правления XCMG Group, чётко заявил: «К 2030 году оборот XCMG удвоится со 100 миллиардов юаней, а международный доход составит более 60%». Уверенность в достижении этой цели основана на глобальной операционной системе «1+14+N» — создании центров НИОКР в 14 странах и формировании модели «четыре в одном»: «экспорт продукции, строительство заводов за рубежом, трансграничные слияния и поглощения, а также глобальные НИОКР».
XCMG недавно объявила о новом раунде программ стимулирования с помощью акций, главной целью которых является значительное увеличение чистой прибыли, операционного денежного потока и рентабельности собственного капитала. Согласно плану, чистая прибыль XCMG Group, как ожидается, увеличится на 53,85% к 2025 году и достигнет 10 млрд юаней к 2027 году.
03Множество
проблем на пути вперед
За амбициозными целями машиностроительных компаний отрасль по-прежнему сталкивается с четырьмя препятствиями: избыточными мощностями, глобальным соответствием требованиям, безопасностью цепочки поставок и технологической итерацией. Эти препятствия проверяют стратегическую решимость и способность компаний адаптироваться, а также определяют, кто окажется последним в конкурентной борьбе за выживание.
Во-первых, избыточные мощности и инволюционная конкуренция. Строительная техника в настоящее время вступает в новую фазу восстановления. Однако рост продаж такой продукции, как экскаваторы, значительно ниже, чем в предыдущую фазу восстановления. Тем временем, продажи башенных кранов и других строительных кранов продолжают снижаться. Строительная техника сталкивается с дилеммой: усиление инволюционной конкуренции и избыточные мощности. Сдерживание нездоровой конкуренции и поглощение избыточных мощностей — ключевые проблемы, стоящие перед отраслью, и поиск путей их решения остаётся насущной задачей.
Во-вторых, по мере того, как компании ускоряют свою зарубежную экспансию, глобальные риски несоблюдения нормативных требований становятся всё более значимыми. В августе 2025 года Комиссия по надзору за деловой конкуренцией (KPPU) Индонезии оштрафовала три компании, входящие в группу Sany Group, на 449 миллиардов рупий (примерно 197 миллионов юаней) за нарушение местного законодательства о конкуренции при продаже грузовиков в Индонезии. Аналогичные правила регулирования рынка действуют во всем мире. Например, Индия прямо требует от иностранных компаний передавать часть дистрибьюторских прав местным компаниям, оговаривая, что дистрибьюторы должны быть местными компаниями. Европейский союз устанавливает барьеры для входа на рынок посредством технической сертификации и экологических стандартов. Эти различия в правилах требуют от компаний разработки дифференцированных стратегий работы за рубежом.
Третья проблема — безопасность цепочки поставок. Некоторые зарубежные рынки (например, Юго-Восточная Азия и Африка) сталкиваются с нехваткой местных поставок комплектующих, зависимостью от многонациональных цепочек поставок, высокими транспортными расходами и уязвимостью к логистическим сбоям. Кроме того, слабая местная инфраструктура (например, электроснабжение и транспорт) ограничивает расширение бизнеса и увеличивает операционные расходы.
В-четвертых, в связи с ускоренным проникновением новых технологий, таких как искусственный интеллект и Интернет вещей, в сектор строительной техники, невозможно игнорировать риски технологической итерации. Быстрая технологическая итерация сопровождается неопределенностью, а уязвимости безопасности данных, проблемы со стабильностью систем и стоимость технологической итерации относятся к числу ключевых рисков, которые нельзя игнорировать. Компаниям необходимо постоянно увеличивать инвестиции в НИОКР, чтобы идти в ногу с технологическими изменениями.
Несмотря на многочисленные трудности, амбициозные цели китайских производителей строительной техники — не пустые замки. Постоянная политическая поддержка, двойные возможности зарубежной экспансии и обновления внутреннего рынка, а также последовательная реализация корпоративных стратегических целей — всё это позволяет отрасли перейти от «лидерства по масштабу» к «лидерству по качеству».