
2025-09-27
Китайские производители строительной техники в последнее время демонстрируют впечатляющие результаты на крупных отраслевых выставках в Юго-Восточной Азии. Например, на Индонезийской международной горнодобывающей выставке Zoomlion всего за два дня подписала контракты на общую сумму более 700 миллионов юаней, а Sany Group – на сумму более 2 миллиардов юаней в ходе выставки. На Юго-восточноазиатском филиале 3-й Чаншаской международной выставки строительной техники в Малайзии 11 компаний, включая Zoomlion, Sany Heavy Industry, Liugong Machinery и Sunward Intelligent, подписали контракты на общую сумму более 2 миллиардов юаней.
Рынок Юго-Восточной Азии стал ключевым стратегическим регионом для экспорта китайской строительной техники. Благодаря углублению реализации инициативы «Один пояс, один путь» и дальнейшему ускорению развития инфраструктуры в странах АСЕАН китайские производители строительной техники добились значительного прогресса на этом рынке, используя такие преимущества, как географическая близость, экономичность продукции и развитая сервисная сеть.
1.Текущее состояние китайской строительной техники в Юго-Восточной Азии
Благодаря таким инициативам, как «Один пояс, один путь» и «ВРЭП», рынок Юго-Восточной Азии привлёк внимание китайских компаний, производящих машиностроение, благодаря своим географическим преимуществам, рентабельной продукции и качественному обслуживанию. Они не только активно работают на местном рынке, экспортируя оборудование, но и повышают узнаваемость бренда, инвестируя в строительство заводов и участвуя в крупных инженерных проектах.
В условиях жёсткой конкуренции с международными брендами китайские компании постепенно отвоёвывают долю рынка у японских брендов, которые ранее доминировали на нём. В частности, Индонезия долгое время была крупнейшим рынком экспорта строительной техники из Индонезии в Азии. В первой половине этого года объём экспорта в эту страну составил 1,37 млрд долларов США, увеличившись на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В целом китайская строительная техника продолжает добиваться прорывов на рынке Юго-Восточной Азии, что в основном отражается в следующих аспектах.
С одной стороны, углубляется локализация. Например, в последние годы Zoomlion ускоряет свою экспансию на рынок Юго-Восточной Азии, открыв почти 30 локаций только в Индонезии, охватывающих офисы, выставочные залы, склады и сервисные центры. В настоящее время краны, бетономешалки и подъемное оборудование Zoomlion занимают наибольшую долю рынка в Индонезии, а продажи землеройной и горнодобывающей техники уже много лет демонстрируют лидирующие в отрасли темпы роста.
С другой стороны, продажи и доля рынка продолжают расти. С января по август этого года экспорт оборудования LiuGong в страны АСЕАН превысил 5000 единиц, увеличившись на 45% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В Индонезии совокупный годовой темп роста компании превысил 100%, а в Малайзии продажи и выручка увеличились более чем на 200% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Более того, китайская строительная техника приобретает всё большую известность и видимость на рынке Юго-Восточной Азии благодаря оптимизации структуры продукции, электрификации и участию в крупных инфраструктурных проектах. Среди них — участие в строительстве железной дороги Китай-Лаос и высокоскоростной железной дороги Джакарта-Бандунг, что демонстрирует техническую надёжность и технологическую адаптируемость китайских брендов.
2.Перспективы развития рынка Юго-Восточной Азии
В последние годы экономика Юго-Восточной Азии продолжает расти, урбанизация ускоряется, а строительство инфраструктуры процветает, что открывает широкие рыночные перспективы для строительной техники моей страны.
Согласно соответствующей статистике, среди 15 стран, лидирующих по объёму экспорта машиностроительной техники из моей страны в 2024 году, четыре страны находятся в Юго-Восточной Азии: Индонезия, Вьетнам, Таиланд и Филиппины. В частности, Индонезия занимает третье место по объёму экспорта моей страны, объём экспорта достиг 2,259 млрд долларов США.
Если посмотреть на ситуацию в других странах, Малайзия постоянно реализует крупномасштабные инфраструктурные проекты, следуя таким планам, как «Видение 2030». 13-й план развития Малайзии предусматривает инвестиции в размере 611 млрд ринггитов (1 ринггит = примерно 0,23 долл. США) в течение следующих пяти лет (2026–2030 гг.) с упором на развитие транспорта и связи, образования, здравоохранения, водного хозяйства, жилищного строительства и зеленой энергетики.
19 августа во Вьетнаме состоялись церемонии закладки фундамента и завершения строительства около 250 крупных проектов по всей стране, включая такие ключевые, как мост Ратьмиеу-2 в дельте Меконга, Международный финансовый центр Saigon Marina и Национальный выставочный и конгресс-центр в Ханое. Эти проекты охватывают различные сферы, такие как транспорт, городское развитие, а также научно-технические исследования и разработки. Ожидается, что общий объём инвестиций составит 12,8 трлн вьетнамских донгов (около 50 млрд долларов США).
Индонезия продолжает увеличивать инвестиции в строительство инфраструктуры и развитие горнодобывающей промышленности, создавая обширный рынок для строительной техники. Запасы угля в Индонезии оцениваются в 58 млрд тонн, из которых 19,3 млрд тонн являются разведанными, из которых 5,4 млрд тонн являются коммерчески доступными. Кроме того, правительство Индонезии стимулирует местную переработку угля, запретив экспорт сырой руды. За последние два года объём индонезийского горнодобывающего рынка достиг сотен миллиардов долларов, что привело к резкому росту спроса на горнодобывающее оборудование.
Строительство автомобильных и железных дорог, а также портов в Юго-Восточной Азии идет полным ходом, и рынок строительной техники имеет широкие перспективы.
Юго-Восточная Азия также готовится к масштабному циклу обновления оборудования. Например, ожидается, что парк строительной техники в Индонезии к концу 2023 года достигнет примерно 279 000 единиц, при этом 41,8% этой техники старше 10 лет, что потребует существенной модернизации.
В целом, рынки Юго-Восточной Азии находятся на разных стадиях развития, предлагая разнообразные бизнес-возможности для экспорта китайской строительной техники. Традиционная землеройная и бетоноукладочная техника незаменима в сфере недвижимости и дорожного строительства. В связи с ростом экологического сознания растёт спрос на энергосберегающую и экологичную строительную технику. Интеллектуальные и цифровые продукты, такие как оборудование с функциями удалённого мониторинга и интеллектуальной диагностики, также завоёвывают популярность на рынке.
3.Проблемы,с которыми сталкиваются отечественные бренды в Юго-Восточной Азии
Конкуренция среди международных брендов очень жёсткая. На рынке строительной техники Юго-Восточной Азии доминируют такие всемирно известные бренды, как Caterpillar и Komatsu. Эти бренды, благодаря передовым технологиям, высококачественной продукции и комплексному послепродажному обслуживанию, завоевали значительную долю рынка. Китайские бренды, хотя и постепенно увеличивают свою долю благодаря конкурентоспособному соотношению цены и качества, по-прежнему сталкиваются со значительным конкурентным давлением.
Каналы сбыта и локализованные сервисы развиты относительно слабо. Китайская строительная техника в Юго-Восточной Азии опирается преимущественно на небольшое количество дистрибьюторов, что приводит к ограниченному охвату рынка. Для сравнения, японские и американские бренды создали обширные сети продаж благодаря своему долгосрочному присутствию на рынке Юго-Восточной Азии. На рынке Юго-Восточной Азии высокие требования к послепродажному обслуживанию строительной техники, но местные системы послепродажного обслуживания китайских компаний пока несовершенны.
Политическая обстановка и политические риски. Уровень экономического развития стран Юго-Восточной Азии сильно различается, а политическая ситуация в некоторых странах подвержена неопределенности, что создает риски для расширения рынка компаний, производящих строительную технику. Например, строительство первой очереди высокоскоростной железной дороги Китай-Таиланд началось в 2015 году, а первоначально открытие было запланировано на 2028 год. Однако из-за неоднократной смены правительства в Таиланде, отсутствия преемственности в политике и множества внешних факторов проект продвигался медленно, и на сегодняшний день завершено лишь около 35%.
Давление на цепочки поставок и издержки. Некоторые регионы Юго-Восточной Азии сталкиваются с нехваткой комплектующих и компонентов, что вынуждает полагаться на международные цепочки поставок, увеличивая издержки и неопределенность. Более того, неразвитая инфраструктура, такая как электроснабжение и транспорт, во многих регионах Юго-Восточной Азии также препятствует расширению и развитию китайских компаний. Кроме того, наблюдается нехватка руководящих кадров и технических специалистов, что приводит к относительно низкой производительности труда и вынуждает компании полагаться на иностранных специалистов, что увеличивает операционные расходы.
Китайские компании, производящие строительную технику, выходя на рынок Юго-Восточной Азии, сталкиваются с многочисленными проблемами, включая имидж бренда, каналы сбыта, рыночную конкуренцию, поддержку цепочки поставок, нормативно-правовую базу и технологическую модернизацию. Для укрепления и расширения своей доли на рынке Юго-Восточной Азии компаниям необходимо укреплять влияние своего бренда, оптимизировать каналы сбыта, улучшать послепродажное обслуживание, укреплять локальные операции, противостоять международной конкуренции и ускорять внедрение технологических инноваций.