2025-09-09
Крупнейшие котируемые компании отечественной отрасли строительной техники недавно опубликовали отчеты о результатах своей деятельности за первую половину 2025 года. С начала 2025 года отечественная экономика в целом стабильна и улучшается, а благоприятные факторы для развития отрасли строительной техники постепенно усиливаются, при этом большинство компаний демонстрируют удовлетворительные результаты.
Обзор деятельности компании, зарегистрированной на бирже в сфере машиностроения
Согласно статистическим данным, в первой половине года совокупный доход 18 компаний, производящих машиностроительную технику, включая XCMG, Sany Heavy Industry, Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co., Ltd. и Liugong Machinery, составил 311,652 млрд юаней, что на 6,14% больше по сравнению с 293,631 млрд юаней в первой половине прошлого года; общая чистая прибыль, причитающаяся акционерам, составила 24,839 млрд юаней, увеличившись на 16,97% по сравнению с 21,236 млрд юаней в первой половине прошлого года.
Рост чистой прибыли, приходящейся на материнскую компанию, превысил рост операционного дохода, что свидетельствует об улучшении общего качества операционной деятельности в отрасли. В частности, чистая прибыль Zoomlion, приходящаяся на материнскую компанию, достигла 20,84% в годовом исчислении, несмотря на рост операционного дохода на 1,30% в годовом исчислении, что свидетельствует о дальнейшем улучшении качества операционной деятельности и сохранении лидирующей в отрасли рентабельности.
В первой половине года все компании, включенные в статистику, за исключением строительной техники, достигли рентабельности. Тринадцать из них продемонстрировали рост как выручки, так и чистой прибыли, причём более 80% компаний продемонстрировали ускоренный рост чистой прибыли, приходящийся на материнские компании. Такие компании, как Sany Heavy Industry и Lonking, продемонстрировали особенно быстрый рост, увеличившись в годовом исчислении на 46,00% и 37,83% соответственно. В то же время, Shanhe Intelligent и Yutong Heavy Industry, благодаря своей относительно низкой базе, также продемонстрировали рост, превышающий 40%.
Однако некоторые компании по-прежнему испытывают давление. Операционная прибыль и чистая прибыль XCMG, причитающаяся акционерам, снизились, и Construction Machinery стала единственной компанией, понесшей убытки.
С точки зрения общей эффективности, выручка и прибыль в отрасли характеризуются высокой концентрацией. Выручка четырёх крупнейших компаний (Xugong, Sany, Zoomlion и Liugong) составила 136,078 млрд юаней, что составляет 43,66% от общей выручки 18 компаний, а их чистая прибыль, приходящаяся на материнские компании, составила 54,63%. В отрасли наблюдается значительный эффект Мэтью.
Часть II. Характеристики деятельности ведущих предприятий
Среди ведущих производителей оригинального оборудования (OEM) выручка XCMG на вторичном рынке в первой половине года выросла на 33,23%, в то время как в стратегических развивающихся отраслях она выросла на 13,25% в годовом исчислении. Рассматривая ассортимент продукции, выручка от продажи новых источников энергии увеличилась на 9,43% в годовом исчислении, а выручка от продажи продукции премиум-класса — на 41,44%.
Компания Zoomlion сохранила прочные рыночные позиции в основных сегментах: продажи бетоноукладочной техники и строительных кранов на внутреннем рынке превзошли ожидания, а доля экспортного рынка продолжила расти, что обеспечило компании лидирующие позиции на рынке строительных кранов. Развивающиеся сегменты продемонстрировали быстрый рост: выручка от продажи землеройной техники увеличилась на 22%, и теперь на неё приходится почти 20% общей выручки. Zoomlion сохранила лидирующие позиции на внутреннем рынке сельскохозяйственной техники в сегменте сушилок и зерноуборочных комбайнов, в то время как её рыночные доли в сегментах техники для рисовых полей, кукурузоуборочных комбайнов и тракторов увеличились на 4,7, 4,3 и 1 процентный пункт соответственно.
Выручка от продаж экскаваторов компании Sany Heavy Industry составила 17,497 млрд юаней, увеличившись на 15,00% в годовом исчислении; выручка от продаж бетонной техники составила 7,441 млрд юаней, снизившись на 6,49% в годовом исчислении; выручка от продаж подъемной техники составила 7,804 млрд юаней, увеличившись на 17,89% в годовом исчислении, из которых на гусеничные краны пришлось более 40% доли внутреннего рынка; выручка от продаж сваебойной техники составила 1,341 млрд юаней, увеличившись на 15,05% в годовом исчислении; а выручка от продаж дорожной техники составила 2,159 млрд юаней, увеличившись на 36,83% в годовом исчислении.
Продажи экскаваторов Liugong Machinery на внутреннем рынке выросли на 31,0% в годовом исчислении в первой половине года, превысив средний рост продаж в 22,9%. Выручка от продажи погрузчиков как на внутреннем, так и на международном рынке увеличилась на 20%. Продажи прочей техники и запчастей достигли 5,081 млрд юаней, что на 8,8% больше в годовом исчислении по сравнению с ростом всего на 3% в 2014 году. В частности, продажи кранов на внутреннем рынке и на экспорт выросли на 30%. В сегменте подъемной техники наблюдался значительный рост продаж, выручки и чистой прибыли, при этом чистая прибыль превысила 100%. В сегменте вилочных погрузчиков также наблюдался двузначный рост продаж, выручки и чистой прибыли.
Между тем, разработка новой энергетической строительной техники уверенно прогрессирует. Например, выручка XCMG от продажи новой энергетической продукции увеличилась на 9,43% в годовом исчислении; мировые продажи электропогрузчиков Liugong в первом полугодии выросли на 193,0% в годовом исчислении, превысив средний показатель по отрасли, а экспорт электрооборудования составил более 50% от общего объёма отрасли.
Валовая рентабельность и выдающиеся показатели на зарубежных рынках
Валовая рентабельность (ВР) — ключевой показатель рентабельности компании. Более высокая валовая рентабельность свидетельствует о большей рентабельности и улучшенных возможностях контроля затрат. Полугодовой отчёт за 2025 год показывает, что валовая рентабельность крупных компаний в целом выросла, особенно на зарубежных рынках.
В первой половине 2025 года валовая прибыль Zoomlion составила 28,15%, увеличившись на 0,17 процентных пункта в годовом исчислении.
Зарубежная выручка компании составила 13,815 млрд юаней, увеличившись на 15% в годовом исчислении и составив 55,58% от общей выручки, что на 6,48 процентных пункта больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Валовая рентабельность компании Sany Heavy Industry в секторе машиностроения составляет приблизительно 27,57%; валовая рентабельность ее основного зарубежного бизнеса продолжила расти до 31,18%, увеличившись на 1,04 процентных пункта с 30,14% за аналогичный период прошлого года.
Выручка от зарубежных продаж по основному направлению деятельности составила 26,302 млрд юаней, увеличившись на 11,72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля зарубежных продаж составила 60,26% от общей выручки по основному направлению деятельности.
В первой половине года валовая рентабельность XCMG составила 22,03%, увеличившись на 0,7 процентных пункта в годовом исчислении; чистая рентабельность составила 8,06%, увеличившись на 0,6 процентных пункта в годовом исчислении; рентабельность собственного капитала составила 7,15%, увеличившись на 0,72 процентных пункта в годовом исчислении.
В первой половине этого года зарубежная выручка XCMG составила 25,546 млрд юаней, увеличившись на 16,64% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доля зарубежной выручки увеличилась с 29,07% в промежуточном отчёте за 2022 год до 43,17% за аналогичный период прошлого года и далее достигла 46,61%, демонстрируя устойчивый рост в течение последних трёх лет.
Валовая рентабельность компании Liugong Machinery составила 22,3%, увеличившись на 0,22 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; чистая рентабельность составила 6,76%, увеличившись на 0,64 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; а зарубежная валовая рентабельность составила 29,72%, увеличившись на 1,4 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Зарубежная выручка в первой половине года достигла 8,523 млрд юаней, увеличившись на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составив около 46,88%. Доля продукции землеройной техники на зарубежном рынке увеличилась на 1 процентный пункт; зарубежные продажи горнодобывающей техники, подъемной техники, кранов, вилочных погрузчиков и других видов продукции выросли более чем на 40% в годовом исчислении; выручка от зарубежных продаж сегмента погрузчиков увеличилась более чем на 20% в годовом исчислении; а зарубежные терминальные продажи сегмента экскаваторов увеличились на 22% в годовом исчислении.
Помимо четырёх вышеупомянутых компаний, компании Shantui, Zhejiang Dingli и Sunward Intelligent также уделяли приоритетное внимание развитию зарубежных рынков. В первой половине года на зарубежную выручку пришлось 60%, 78% и 64% соответственно. Более того, все компании-хозяева, представленные в таблице выше, добились положительного роста зарубежной выручки в годовом исчислении.
В целом отрасль строительной техники в первой половине 2025 года продемонстрировала три основные характеристики: «зарубежный прорыв, ведущие компании, захватывающие все, и расчистка хвоста».
Во-первых, логика роста изменилась: конкуренция на внутреннем рынке превратилась в глобальную, а глубина присутствия за рубежом определяет потолок компании; во-вторых, конкурентное измерение было модернизировано: от расширения масштабов к эффективности и качеству прибыли (валовая и чистая рентабельность); в-третьих, закон выживания был переписан, и эффект Матфея стал всё более значимым. В будущем компаниям «хвоста» для выживания потребуется технологическая дифференциация в вертикальных областях или интеграция в головную цепочку поставок.