
2025-09-26
С 2025 года рынок экскаваторов продолжает расти, несмотря на традиционное межсезонье. Совокупные продажи с января по август достигли 154 181 единицы, увеличившись на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Внутренний спрос стабильно растет благодаря ускоренному выпуску специальных облигаций, благоприятной политике замены оборудования и реализации крупных инфраструктурных проектов. Зарубежные рынки сохраняют высокие темпы роста благодаря углублению стратегии локализации и повышению конкурентоспособности продукции. Многочисленные показатели указывают на то, что рынок экскаваторов вступил в новую фазу роста как объемов, так и цен, что создает прочную основу для восстановления по итогам года.
Продажи экскаваторов на внутреннем рынке не снижаются в межсезонье
Июль и август традиционно считаются межсезоньем для продаж экскаваторов, поскольку продажи часто периодически снижаются из-за погодных факторов, таких как высокие температуры и осадки, а также замедления строительства. Однако в июле и августе 2025 года продажи экскаваторов на внутреннем рынке изменили тенденцию: ежемесячные продажи достигли 7306 и 7685 единиц соответственно, что на 17,2% и 14,8% больше, чем годом ранее. Это свидетельствует о значительном улучшении ситуации в межсезонье, подтверждая, что, возможно, установился восходящий тренд внутреннего спроса.
Восстановление отечественного рынка экскаваторов — не случайность, а неизбежный результат множества благоприятных факторов. С приближением 2025 года двойной движущий эффект — политика и рынок — станет более заметным:
С одной стороны, темпы выпуска специальных облигаций значительно ускорились. С января по август по всей стране было выпущено в общей сложности 3,26 трлн юаней новых специальных облигаций. Значительные средства были направлены в инфраструктурные проекты, что напрямую стимулировало спрос на строительство. С другой стороны, продолжается реализация масштабной политики замены оборудования, запущенной на национальном уровне, в частности, строительной техники в качестве ключевого направления замены. Для ускорения вывода из эксплуатации имеющегося устаревшего оборудования были предоставлены многочисленные меры поддержки, такие как субсидирование закупок и субсидирование процентов по кредитам.
Последний цикл роста спроса на строительную технику пришелся на 2015–2023 годы, и в 2023 году восьмилетний запас экскаваторов в стране составил 1,7 млн единиц. Исходя из восьмилетнего срока службы, ожидается, что среднегодовой спрос на обновление экскаваторов составит около 150–200 тыс. единиц. 2025 год станет ключевым периодом концентрированной замены существующего оборудования, а пик цикла придется на 2028 год.
Реализация крупных проектов, таких как строительство гидроэлектростанции стоимостью 1,2 трлн юаней в нижнем течении реки Ярлунцзянбо и строительство Синьцзян-Тибетской железной дороги, ещё больше укрепила спрос. Более того, «Новый этап плана действий по улучшению сельских дорог», предусматривающий модернизацию 300 000 километров дорог в течение следующих трёх лет, продолжит стимулировать высокий спрос на строительную технику и способствовать дальнейшему росту внутреннего спроса.
Стратегии зарубежной экспансии предприятий продолжают углубляться
В то время как внутренний рынок уверенно восстанавливается, зарубежные рынки стали ключевым двигателем роста для китайских производителей экскаваторов. С января по август 2025 года было экспортировано 73 553 экскаватора, что на 12,8% больше, чем годом ранее. На экспорт пришлось 47,71% от общего объема продаж, и роль зарубежных рынков как опоры роста становится все более заметной.
По имеющимся на данный момент данным, Юго-Восточная Азия, Африка и Европа стали основными полюсами роста экспорта экскаваторов из моей страны с января по июль:
Индонезия стала крупнейшим единым рынком сбыта, совокупный экспорт достиг 563 млн долларов США, что на 50,29% больше в годовом исчислении; африканские страны, такие как Гвинея и Мали, имели высокий спрос, при этом экспорт в Гвинею увеличился на 185,73% в годовом исчислении, а в Мали на 354,08%; структура европейского рынка существенно изменилась, и Бельгия стала сильным конкурентом, при этом экспорт с января по июль увеличился на 10,63% в годовом исчислении, а в июле по сравнению с предыдущим месяцем вырос на 37,41%; в противоположность этому традиционные рынки, такие как Россия и Саудовская Аравия, сократились, при этом экспорт экскаваторов в Россию упал на 14,48% в годовом исчислении, а в Саудовскую Аравию на 25,34% в годовом исчислении.
В последние годы китайские компании продолжают углублять свои зарубежные стратегии, постепенно переходя от первоначального экспорта продукции к глобальной модели «локализованных НИОКР, локализованного производства и локализованных услуг». Конкурентоспособность китайских компаний, производящих строительную технику, за рубежом постоянно растёт.
Что касается цепочки поставок, опираясь на преимущества комплексной цепочки машиностроительной промышленности Китая, компания может быстро реагировать на спрос зарубежного рынка и осуществлять эффективные и стабильные поставки деталей;
На уровне продуктов мы ускорили переход к производству высококачественной, интеллектуальной и экологичной продукции. Новые продукты, такие как электрические и беспилотные экскаваторы, достигли передовых международных показателей по энергопотреблению и эффективности и получили широкое признание у зарубежных заказчиков.
С точки зрения прибыльности, зарубежные рынки стали основным источником роста прибыли для компаний. Благодаря более высоким ценам на продукцию на зарубежных рынках, а также снижению тарифов и транспортных расходов за счет локализации производства, валовая рентабельность зарубежных операций крупных компаний, производящих строительную технику, в целом выше, чем у их внутренних операций. Например , валовая рентабельность зарубежных операций Zoomlion в первой половине 2025 года составила 31,37%, что выше, чем валовая рентабельность внутренних операций в 24,11%. Валовая рентабельность зарубежных операций Liugong составила 29,69%, что выше, чем валовая рентабельность внутренних операций в 15,82%.
По мере того, как опасения по поводу зарубежных таможенных барьеров, которые ранее беспокоили компании, постепенно спадают, у OEM-производителей сохраняется значительный потенциал для расширения зарубежного экспорта, и ожидается, что прибыль продолжит расти вместе с ростом экспорта. Полугодовой отчет за 2025 год подтверждает эту тенденцию: в первой половине года ряд компаний сохранили быстрый рост зарубежной выручки. Например, зарубежная выручка Zoomlion увеличилась на 15% в годовом исчислении, XCMG – на 16,64%, а зарубежный бизнес Liugong – на 10,52%.
Три тенденции продаж экскаваторов в течение года были оптимистичными
Принимая во внимание тенденции внутреннего и международного рынка, рынок экскаваторов, несомненно, готов к восстановлению по итогам года в 2025 году. Ведущие компании, такие как Liugong, прогнозируют дальнейший рост спроса на землеройную технику во второй половине года, при этом ожидается, что общий объем продаж экскаваторов и погрузчиков достигнет двузначных показателей роста по сравнению с предыдущим годом за весь год.
Спрос на внутреннем рынке продолжит приносить дивиденды.
На политическом уровне страна продолжает стимулировать обновление городов и реконструкцию старых населённых пунктов. С января по июль по всей стране было построено и отремонтировано 19 800 старых городских населённых пунктов, что фактически способствовало росту спроса на малые экскаваторы для отделки домов, муниципальных вспомогательных объектов и других сфер. Одновременно с этим была усилена налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, а увеличение инвестиций в «два тяжёлых» и «два новых» объекта привело к устойчивому спросу на замену.
На промышленном уровне такие проекты, как добыча цветных металлов, крупные проекты по водному хозяйству и высококачественные сельскохозяйственные угодья, обеспечивают стабильную поддержку, которая постепенно высвободит дивиденды спроса и поможет отечественной отрасли строительной техники восстановить спрос.
С другой стороны, зарубежные рынки придадут устойчивый импульс росту рынка экскаваторов.
Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка являются драйверами постоянного спроса, обусловленного ускоренной урбанизацией и планами развития инфраструктуры. Местные OEM-производители ускоряют проникновение на рынок, углубляя локализацию операций, включая создание региональных сервисных центров и совместных предприятий. Используя синергию цепочек поставок, созданную в рамках инициативы «Один пояс, один путь», они значительно укрепляют экспортную устойчивость и конкурентоспособность, и ожидается, что их доля на зарубежных рынках продолжит расти.
Несмотря на риск возникновения проблем, вызванных торговым протекционизмом в некоторых странах, ведущие компании значительно повысили свою устойчивость к рискам благодаря своей глобальной структуре и сильной технологической конкурентоспособности.
Однако, несмотря на устойчивый рост продаж, отрасль также сталкивается с некоторыми рисками и проблемами.
На внутреннем рынке рост прибыли сталкивается с давлением. Хотя некоторые компании добились положительного роста выручки и чистой прибыли в первой половине 2025 года, общий уровень прибыли в отрасли снижается из-за таких факторов, как рост издержек и рыночная конкуренция. В секторе экскаваторов избыток мощностей и высокая однородность некоторых продуктов привели к снижению рентабельности компаний из-за жесткой конкуренции.
С другой стороны, дебиторская задолженность продолжает расти. В настоящее время общий объём дебиторской задолженности в машиностроительной отрасли остаётся высоким, достигнув 9,1 трлн юаней в 2024 году, что является новым годовым максимумом. Некоторые компании сталкиваются с увеличением срока оборачиваемости дебиторской задолженности, что усиливает давление на процесс возврата средств и влияет на состояние денежного потока.
На международном рынке компании, расширяющие свою деятельность за рубежом, должны сохранять бдительность в отношении рисков, связанных с геополитикой. Геополитические конфликты могут нарушить глобальные промышленные и логистические цепочки. Например, военный конфликт или даже война в регионе могут повлиять на поставки сырья, комплектующих и оборудования. Это может даже затормозить реализацию инфраструктурных проектов, что приведет к отмене заказов и невозврату дебиторской задолженности.
В целом, несмотря на определённое давление и трудности, с которыми рынок экскаваторов столкнётся в 2025 году, « не межсезонье», обусловленное внутренней политикой, циклами обновления оборудования и расширением зарубежных рынков, ещё больше укрепило основу для восстановления в течение года. Отрасль вступила в фазу устойчивого развития, характеризующуюся ростом как объёмов, так и цен.