
2025-11-11
Экскаваторы, «визитная карточка» китайской машиностроительной отрасли, стремящейся к выходу на глобальный рынок, в 2025 году продолжали лидировать по объёму экспортных продаж, демонстрируя впечатляющие результаты. С января по сентябрь совокупный объём экспорта достиг 84 162 единиц, что на 14,6% больше, чем годом ранее; только в сентябре экспорт достиг 10 609 единиц, увеличившись на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и установив новый рекорд за тот же период. С марта этого года объём экспорта в этой категории остаётся высоким, превышая 10 000 единиц, уже семь месяцев подряд, что свидетельствует о том, что экспорт стал основным фактором роста отрасли двигателестроения.
01 Экспорт экскаваторов сохраняет устойчивый рост
По сравнению с предыдущими годами, экспорт экскаваторов в 2025 году не только значительно увеличился в общем объёме, но и продемонстрировал более стабильную тенденцию к росту. Согласно отраслевой статистике, по состоянию на сентябрь 2025 года экспорт экскаваторов демонстрировал положительную динамику в годовом исчислении в течение 14 месяцев подряд, что свидетельствует о постепенном преодолении отраслью ранних колебаний и выходе на этап качественного роста.
Отраслевые организации прогнозируют, что к 2025 году экспорт, как ожидается, превысит 130 000 единиц, а годовой объем экспорта отрасли останется стабильным в диапазоне от 100 000 до 120 000 единиц в течение следующих трех лет.
За этой тенденцией стоит постоянное повышение общей конкурентоспособности отечественных брендов строительной техники. Представитель XCMG заявил, что в целом экспортная тенденция строительной техники положительная, что обусловлено двумя факторами: во-первых, повышением конкурентоспособности отечественных брендов, а во-вторых, восстановлением рынка и удовлетворением отложенного спроса.
В последние годы отечественные бренды добились непрерывных прорывов в таких областях, как локализация основных компонентов и продуктовая аналитика. Например, такие компании, как Hengli Hydraulics, добились замещения отечественными производителями цилиндров высокого давления и гидравлических клапанов, что не только снизило производственные затраты, но и повысило надежность продукции, сократив разрыв с международными брендами. Данные отраслевой цепочки также подтверждают эту тенденцию. В первой половине года Hengli Hydraulics продала 308 300 гидроцилиндров для экскаваторов, что более чем на 15% больше, чем годом ранее; компания также добилась непрерывных прорывов в производстве гидравлических насосов и клапанов для экскаваторов среднего и большого класса, при этом её доля на рынке продолжает расти.
С другой стороны, спрос на мировом рынке постепенно восстанавливается, а сочетание увеличения инвестиций в инфраструктуру в странах с развивающейся экономикой и циклов замены оборудования в развитых странах открыло широкие возможности для экспорта экскаваторов.
Китайские компании продолжают углублять свои стратегии зарубежной экспансии, постепенно переходя от первоначального экспорта продукции к глобальной схеме «локализованные НИОКР, локализованное производство и локализованные услуги». Что касается цепочки поставок, используя преимущества развитой цепочки поставок строительной техники в Китае, компании могут быстро реагировать на потребности зарубежных рынков и обеспечивать эффективные и стабильные поставки комплектующих. На уровне продуктов они ускоряют переход к передовым, интеллектуальным и экологичным технологиям. Новые продукты, такие как электрические и беспилотные экскаваторы, достигли передовых международных показателей по энергопотреблению и эффективности, получив широкое признание у зарубежных заказчиков.
Благодаря множеству благоприятных факторов экспорт экскаваторов из Китая за последние годы значительно вырос: с более чем 34 000 единиц в 2020 году до более чем 68 000 единиц в 2021 году. Впоследствии, с 2022 по 2024 год, экспорт в течение трех лет подряд сохранялся на уровне более 100 000 единиц, что в полной мере демонстрирует растущую конкурентоспособность китайских экскаваторов на зарубежных рынках.
02 Диверсифицированный рынок обеспечивает сильный рост
С точки зрения направлений экспорта, структура рынка демонстрирует тройную характеристику: «устойчивый спрос на традиционных рынках, значительный рост на развивающихся рынках и постепенное проникновение на рынки высокого ценового сегмента». Различные региональные рынки взаимодействуют, способствуя увеличению объёма экспорта.
С января по август этого года общий объём экспорта экскаваторов из Китая (включая гусеничные и колёсные модели) составил 6,706 млрд долларов США, увеличившись на 25,14% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Среди десяти стран, куда Китай экспортирует экскаваторы, Индонезия, Россия и Бельгия вошли в первую тройку с объёмами экспорта в 650, 496 и 435 млн долларов США соответственно, став основными поставщиками. Далее следуют Гвинея, Филиппины, Мали, Турция, США, Саудовская Аравия и Бразилия.
Юго-Восточная Азия и Россия, как традиционно выгодные рынки, имеют постоянный и стабильный спрос на китайские экскаваторы и уже давно занимают лидирующие позиции в экспорте. Индонезия, как инфраструктурный центр Юго-Восточной Азии, предъявляет высокий спрос на малые и средние экскаваторы; в то же время Филиппины и Вьетнам, в силу ускоренного процесса урбанизации, также испытывают высокий спрос на малые и средние экскаваторы, причём объёмы экспорта увеличились более чем на 30% в годовом исчислении с января по август; Россия же, напротив, сохраняет стабильный объём закупок благодаря реализации энергетических и инфраструктурных проектов.
Развивающиеся потенциальные рынки, такие как Западная Африка, стали ключевыми рынками роста. Данные показывают, что с 2025 года экспорт экскаваторов из Китая в Гвинею и Мали значительно вырос в годовом исчислении. С января по август совокупный объём экспорта экскаваторов из Китая в Гвинею достиг 261,3889 млн долларов США, увеличившись на 181,06% по сравнению с 93 млн долларов США за аналогичный период прошлого года. В августе экспорт экскаваторов из Китая в Мали достиг 44,8985 млн долларов США, увеличившись на 34,65% по сравнению с 33,3454 млн долларов США в июле и на 262,38% по сравнению с 12,39 млн долларов США за аналогичный период прошлого года.
Этот рост в основном обусловлен ускорением реализации местных инфраструктурных проектов и высвобождением спроса, связанного с разработкой минеральных ресурсов. В последние годы сотрудничество между Китаем и странами Западной Африки в области инфраструктурного строительства углубилось. Реализация таких проектов, как строительство автомагистралей и портов, стимулировала спрос на строительную технику и оборудование. Высокая экономичность и долговечность китайских экскаваторов идеально соответствуют требованиям местного рынка, что приводит к быстрому росту скорости проходки.
На развитых рынках, таких как Европа и Австралия, китайские бренды добились прорыва, повысив надёжность продукции и возможности локализованного обслуживания. Их лидирующие позиции в экспорте в такие страны, как Бельгия, свидетельствуют о том, что отечественное оборудование постепенно отходит от «конкуренции по низкой цене» к конкуренции по соотношению цены и качества, основанной на качестве и сервисе.
03 Возможности скрывают проблемы
На фоне быстрого роста экспорта экскаваторов из Китая отрасль также сталкивается с многочисленными проблемами, обусловленными как изменениями внешней рыночной конъюнктуры, так и конкурентной средой внутри отрасли.
Во-первых, существует неопределенность, связанная с противоречиями в международной торговле. Рост протекционизма в международной торговле стал существенным внешним фактором, сдерживающим рост экспорта. Например, в 2023 году Управление по торговым мерам Великобритании инициировало антидемпинговые и компенсационные расследования в отношении гусеничных экскаваторов из Китая, что может повлиять на ценовую конкурентоспособность китайских экскаваторов на местном рынке.
Во-вторых, существует риск колебаний обменного курса. С 2025 года обменный курс юаня испытывает возросшие двусторонние колебания, напрямую влияющие на ценовую конкурентоспособность и рентабельность экспортных предприятий. Например, при укреплении юаня экспортная цена экскаваторов, номинированная в долларах США, относительно возрастает, что может привести к увеличению затрат на закупки для зарубежных заказчиков и снижению ценовой конкурентоспособности продукции на международном рынке.
Более того, рыночная конкуренция усиливается. Не только международные бренды увеличивают инвестиции в развивающиеся рынки, но и местные конкуренты ускоряют свою зарубежную экспансию. Тенденция к гомогенизации продукции становится всё более очевидной, поэтому компаниям крайне важно найти способы создания дифференцированных преимуществ за счёт технологических инноваций и повышения качества обслуживания.
В перспективе драйверами роста экспорта экскаваторов станут высокотехнологичная продукция, развивающиеся рынки и послепродажное обслуживание. Китайским производителям экскаваторов необходимо постоянно укреплять технологические исследования и разработки, повышать интеллектуальность и экологичность своей продукции, а также снижать торговые риски посредством таких стратегий, как локализация производства и оптимизация цепочек поставок. Это поможет им укрепить свою конкурентоспособность на мировом рынке и обеспечить более качественный рост экспорта в отрасли.